Харьков – движение вперед
21 березня 2011 00:00
Харьков – движение вперед Газета «Харьковские Известия», № 32 (2315) от 19 марта 2011 года

Откровенно разочаровали комментарии, данные прессой по поводу первых ста дней в должности городского головы Геннадия Кернеса. От них осталось стойкое впечатление мелочности, сведения прошлых счетов и большого непонимания того, что происходит в городе на протяжении уже достаточно длительного периода. Под личиной «объективности» — много «страшилок» и заигрывания с не самыми лучшими человеческими качествами.

А как это вообще бывает там, на Западе, откуда эта традиция к нам пришла? Бегло пролистав сообщения в СМИ о «100 днях» европейских политиков, легко можно заметить, что дата эта всегда используется только для того, чтобы дать возможность «выпустить пар» оппозиции, слегка оклемавшейся к этому сроку от горечи поражения.

«100 дней» — период появления в СМИ глубокомысленных выводов о смене политического курса страны по причине «не там отдохнувшего с семьей» президента или о том, что «100 дней закончились войной», вовсе не этим президентом начатой. И обязательный перечень воспоминаний о мелких скандалах и прочие «глубокие аналитические выводы».

И все же, отдадим должное странам «старой демократии», здесь никто не ждет, что вновь вступивший в должность политик за сто дней сотворит новый мир. «100 дней» отмечают с юмором.

То ли дело у нас, в Украине! Оценка первых ста дней политика у власти относится к такого рода европейским традициям, которые нам лучше бы не перенимать. Слишком сильны в сознании «социума» и «политикума» осложнения болезней бурного революционного прошлого: от неосуществленных «500 дней» академика Шаталина, «400 дней доверия» Явлинского до программ современных украинских политиков, выродившихся в «10 шагов» куда-то и сколько­то там «украинских прорывов».

«100 дней» в Украине превращаются в беспощадный артобстрел «юбиляра», в «дешево, но сердито» испеченные соцопросы и подтасовку фактов. За «ста днями» в дальнейшем не следует ни «двести дней», ни «триста» — как будто ничего не было до, и ничего не будет после, а надо начинать все «с чистого листа». Без экономии бумаги…

Это не беда в том случае, если и сам политик приходит к власти для того, чтобы, блеснув сто­дневными талантами, остаться в истории непонятой, «преждевременной» фигурой, обогнавшей клячу историю. Но для деятельности политиков­стайеров, чьи действия нацелены на системные преобразования, традиция «100 дней» в украинском исполнении однозначно вредна. Она затмевает суть и мешает людям понимать, что же действительно значимое происходит при смене той или иной руководящей фигуры.

Главная задача — создать условия

Деятельность Харьковского городского головы Геннадия Кернеса — один из показательных тому примеров. В составе команды ПР в Харькове он находится у власти с весны 2006 года. Именно тогда были осуществлены обычные стодневные хлопоты — смена старой и подбор новой управленческой команды, переоценка поля деятельности и расстановка новых приоритетов.

Действуя в рамках реальных финансовых обстоятельств и поля государственных решений, новая команда изначально определила своей целью не раздачу благ, а такое социальное реформирование, которое способно обеспечить динамичное развитие и совершенствование городской среды. В каком направлении? Харьков должен стать самым современным европейским городом по уровню комфорта, по уровню обязательности власти, по развитию системы самоуправления жителей.

Главная задача власти, как об этом часто говорит городской голова Г. Кернес, — «создавать условия». Условия для того, чтобы в городе потенциал инвестиционных проектов, местного бизнеса, общественных организаций и, разумеется, собственных кадров исполнительных органов власти заработал направленно, а средства не распылялись, а концентрировались на важнейших направлениях.

Иными словами, власть определяет вектор и настойчиво, упорно, систематически способствует следованию в избранном направлении. Только так деятельность власти в условиях разнородных интересов социальных групп может быть результативной.

Собственно, оценка размеров и эффективности работающего на развитие города потенциала (становится он больше или, наоборот, скукоживается?) и есть оценкой эффективности работы власти и человека, возглавляющего эту власть.

Разумеется, никто из оппонентов подобного анализа к «100 дням» Геннадия Кернеса не провел. Понятно почему. Сделать это — означает признать, что впервые, пожалуй, за всю историю харьковского городского самоуправления, смена мэра не запустила автоматически механизм «трех пакетов» с его традиционным «валить на предшественника». Новая власть стала органично преемственной по отношению к ранее взятому городом курсу. И город получил возможность не прерывать начатое, а энергично продолжить.

Реформы — дело хлопотное

Не будет преувеличением сказать, что курс, взятый харьковскими властями, во многом первопроходческий, что не раз отмечалось высшими руководителями Украины. Впервые в Харькове начата и успешно осуществляется масштабная реформа ЖКХ. По рекомендации Кабмина харьковский опыт по созданию системы городской службы единого заказчика перенимают другие города Украины. Впервые в Харькове родилась инициатива и схема финансового лизинга для обновления подвижного состава городского транспорта. Она также была рекомендована Кабмином для других городов.

Но харьковчанам, конечно, пришлось пережить хоть и недолгий, но ЖКХ стресс. И структуры оптимизировались, и кадры в них менялись по причине устоявшегося пофигизма к работе. И тарифы увеличивались, потому что не существует в природе дотационных структур, заботящихся о собственной эффективности. Да и работать, как часы, новый механизм, как правило, не сразу начинает. Вопрос качества услуг при этом по прежнему стоит на повестке дня. Для обеспечения такого качества, которое способно удовлетворить потребителей, сегодня мало уже службы единого заказчика. Люди хотят сами выбирать, кто им будет оказывать коммунальную услугу, а для этого они должны разделить с властью ответственность за состояние собственных домов, стать ОСМД. Так что, еще «ждут нас превращения»…

Казалось, что, получив столько нервотрепки и шишек с первыми реформами, власть уймется. Ведь любые перемены вызывают поначалу жесткое неприятие: ломка стереотипов поведения и потребителя услуг, и их производителя — процесс ой какой болезненный.

Но не тут­-то было! Теперь харьковчан ждет системное реформирование транспортной отрасли. Впервые в Харькове все виды городского транспорта будут управляться из единого центра, как составы метрополитена, обеспечивая беспрепятственное перемещение человека в плотной, динамичной среде мегаполиса. И снова — грандиозное начинание, делающее на порядок более комфортным, безопасным городское движение, сразу же натолкнулось на попытки критиканствующей оппозиции раскачать в обществе негативную реакцию, найти «второе дно» и тайные смыслы на почве трудностей привыкания к новому. И это только от появления одной пересадочной платформы, еще до внедрения единого проездного…

Сегодня харьковчане уже привыкли к тому, что, вместо десятка телефонов различных служб, они пользуются отзывчивой к их нуждам службой быстрого реагирования на неполадки в работе систем ЖКХ — «1562». Такими же удобными оказались бесконтактные карты метрополитена, и, скорее всего, легко приживется единый проездной.

Недавно в Харькове реально заработал Единый центр выдачи документов разрешительного характера. Сейчас он еще ютится в маленьком помещении на ул. Чернышевской, где 25 территориальных разрешающих органов пока ведут прием по очереди. Нечего и говорить о том, насколько легче и удобнее станет и предпринимателям, и работающим в этом центре чиновникам, когда в мае этот проект с четкой антикоррупционной направленностью откроет двери в новом здании — просторном, комфортном, технически оснащенном в соответствии с задачами. Уже скоро харьковчане смогут обратиться ко всем службам, выдающим разрешения, согласования и прочие документы, необходимые для предпринимательской деятельности, в одном месте, по упрощенной процедуре и под видеонаблюдением, исключающим незаконные претензии чиновников.

Но настроения изначального неприятия, физиологически, так сказать, обусловленные самой человеческой природой, инертность среды и неоднородность интересов являются главной опорой оппозиции нынешней власти и главной опасностью для власти. Задачи, которые решает власть, не с потолка берутся — они выдвинуты самими горожанами. Однако, как оказалось, для того, чтобы способ решения этих задач проник обратно в массы и нашел в них понимание и согласие, необходимы и новые технологии разъяснительной работы.

Прежде всего, наверное, власть должна научиться предугадывать, «что будет говорить княгиня Марья Алексевна», и в этом русле заранее развивать широкие информационные кампании, перехватывая инициативу у инерционных сил. Конечно, некоторые вещи предусмотреть невозможно, как, например, невозможно предположить, что кредит, взятый городом на приобретение троллейбусов, кто­то захочет подать людям как «кредит на лавочки». Или что при растущих поступлениях в бюджет от налогов на доходы физлиц кто­то будет вещать о сворачивании в городе малого бизнеса.

Партнерство власти и громады: вместе весело шагать

Так или иначе, деятельной власти необходимо найти способ донести до харьковчан главную дилемму: если хочешь лучшей судьбы для города и, значит, для себя — изволь быть готовым и тратиться на это, и терпеть переходные периоды, и, ломая собственные стереотипы, приобретать новые привычки. Без этого не обойтись, недаром в народе говорят: посеешь привычку — пожнешь, в результате, судьбу. В связи с этим и критикам нынешней власти можно посоветовать взглянуть более пристально и на самих себя, и на смысл своих высказываний.

Не надо власти и строить иллюзий, что можно полностью избавиться от сопротивления реформам. Более того, такое сопротивление необходимо не меньше, чем поддержка. Оно — узда для власти, неприятная, но полезная, которая мешает залететь в своих планах и мечтах уж слишком высоко, и ориентир, не позволяющий превысить предел прочности в восприятии власти громадой. Тем более это важно в отсутствие нормальной оппозиции, способной не перевирать факты, а с той же степенью заинтересованности в процветании города обсуждать стратегию и тактику власти, предлагая более эффективные меры.

Что же касается столь ненавистного оппозиции преображения придомовых территорий, то дворовые и парковые скамейки и спортплощадки, фонтаны и пандусы — это лишь небольшая видимая часть огромной работы. Главное — властью созданы условия для поддержания территорий города в чистоте. Техника для этих целей приобреталась и в 2008 м, и в 2009 году. А в конце 2010 года — только в так называемый период «100 дней» — для КП «Жилкомсервис» куплено пять большегрузных самосвалов FOTON под крупногабаритный мусор, три «Газели», переоборудованные для перевозки отловленных животных, 61 новый контейнер для сбора твердых бытовых отходов. Многократно увеличены объемы ремонтных работ на внутриквартальных дорогах и тротуарах. Строится городской Центр содержания бездомных животных, ликвидируются городские свалки.

Это — повседневные заботы. А вектор, который в системе ЖКХ властью определен как «услугу контролирует заказчик», направлен в сторону предоставления районам права самим полноценно заботиться о собственном благоустройстве. Пять районов города уже проявили такую инициативу и получили на сессии Харьковского городского совета разрешение на создание органов самоорганизации, которые будут иметь право самостоятельно использовать свои финансовые ресурсы на то, что громада считает необходимым.

Власть позаботилась и о том, чтобы деловая часть города не осталась в стороне: сегодня 3,5 млн. квадратных метров территории города закреплены за бизнесом, которому предстоит сделать эти площади не только чистыми, но и безопасными, а также оказать шеф­скую помощь расположенным здесь социальным учреждениям.

И этот подход тоже — новаторский. Власть целенаправленно создает условия для возникновения конкуренции между субъектами предпринимательства за право оказания услуг жителям города. Причем не просто услуг, а таких, которые бы решали общегородские проблемы, устраивали горожан по качеству, не наносили вред окружающей среде, были бы по карману людям. Абсолютно понятно, что проигравшие в такой конкуренции особой лояльности к власти испытывать не будут. Поэтому и тут информационная открытость — единственный способ снять подозрения в лоббировании властью чьих-то, помимо громады, интересов.

Результаты и потенциалы

Системный подход ко всем застарелым проблемам города — понять объем проблем, их взаимосвязь, найти способ привлечения средств и сил для их разрешения — дал волне достойные плоды. Теперь в Харькове есть свои асфальтовые заводы и технологии укладки дорожных по¬крытий, свой завод по ремонту лифтового оборудования, будут и свои кровельные заводы, работающие на нужды нашего жилого фонда, будет и многое другое.

В том числе будет и доступное жилье, которое с помощью городского бюджета смогут приобретать харьковчане. В 2011 году программой «Доступное жилье» смогут воспользоваться 60–70 семей­очередников. И впервые за все годы независимости в этом году в городском бюджете нашлись средства для финансирования городской целевой программы «Молодежное жилищное кредитование». В этом году льготный долгосрочный кредит смогут получить 13–15 молодых семей, причем для семей с двумя и большим количеством детей до 50 % тела кредита будет погашаться также за счет городского бюджета. Это — только начало, в дальнейшем возможности харьковчан будут только увеличиваться, поскольку обе программы предполагают использование возвращенных по кредитам средств на расширение жилищных программ.

Итак, каков сегодня городской потенциал, работающий на город? В цифрах он выглядит так: общий объем запланированных доходов бюджета Харькова на 2011 год — 4 млрд. 10 млн. грн. (в 2010 году он планировался в размере 2,2 млрд. грн.). Это значит, что бюджетных средств, которые город потратит на свое развитие, стало больше.

Поступление налогов с доходов физических лиц в бюджет города за январь 2010 – февраль 2011 года выросло на 22,3 млн. грн. и составило 199,4 млн. грн. Эта цифра говорит о росте в городе предпринимательства, рабочих мест и доходов людей.

Коммунальная собственность города — предприятия и учреждения, которые обслуживают первоочередные интересы харьковчан, составляет в денежном выражении уже 35,7 млрд. грн., что почти в два раза больше, чем было в 2006 году.

Все эти основные составляющие харьковского потенциала — результаты выполнения городс¬ких комплексных программ, принятых в 2006–2010 годах. Новые комплексные программы, принятые городским советом, являются продолжением и развитием предшествующих.

Харьков имеет стабильный прогноз долгосрочного кредитования по оценкам наиболее авторитетных мировых рейтинговых агентств FITCH и Moody’s, а также Национального рейтингового агентства «Кредит­рейтинг». Это означает, что долги, которые берет на себя городской бюджет, расцениваются ими как вполне посильные и что кредитовать Харьков — выгодно и безрисково.

Дух новаторства, возродившийся в Харькове на уровне власти, не исчез при смене руководства города. Невозможно отделить «сто дней» Геннадия Кернеса в должности городского головы от его предыдущих двухсот дней в должности и. о. городского головы, от деятельности в должности секретаря городского совета в период с 2006-го по 2010 год. Ни темпы, ни смыслы деятельности Геннадия Кернеса не поменялись от обретения им нового юридического статуса. И до, и после он продолжает не только «любить Харьков», но и любить много работать для города. Как раз последнее обстоятельство отмечают все без исключения комментаторы.

Внешние обстоятельства — отсутствие противоречий с областной властью, единые подходы к реформированию управленческих структур в государстве и городе — лишь способствуют увеличению масштабов деятельности городского головы. И если так будет продолжаться и сто, и двести, и много дней — Харьков сумеет осуществить то, о чем давно мечтает.


 Газета «Харьковские Известия», №  32 (2315) от 19 марта 2011 года

Підписуйтесь на Telegram-канал офіційного сайту Харківської міськради.

Друкувати
Останні новини