Мэр Харькова работает над программой стратегического развития города на 30 лет
25 лютого 2011 00:00
Мэр Харькова работает над программой стратегического развития города на 30 лет Эксклюзивное интервью Харьковского городского головы Геннадия Кернеса агентству «Интерфакс-Украина»

 - Вы работаете мэром фактически с мая прошлого года. Что вы считаете своими основными достижениями за этот период? Возможно, есть что-то, чем вы гордитесь?

- Есть программа развития Харькова, предложенная еще Михаилом Добкиным, и за время исполнения обязанностей городского головы я старался продолжить и закончить дела, которые могли быть уже закончены. Получив высокое доверие харьковчан на выборах городского головы, я вместе с командой сити-мэнеджеров, кроме ежедневных задач, работаю над планом стратегического развития Харькова на 30 лет. Я поставил перед собой такую задачу, и стараюсь вовлечь в этот процесс всех, кто в этом заинтересован. Харьков – город, в котором сегодня, я уверен в этом, достаточно серьезно представлена оппозиция. И нам необходимо всем вместе найти компромисс, чтобы меньше было выяснения между участниками, а больше было дел.

- У вас были планы по строительству новых заводов в Харькове – кровельного и мусороперерабатывающего. На каком этапе сейчас эти планы?

- Это как раз один из аспектов стратегического плана развития Харькова. Все, что связано со сферой жилищного хозяйства, требует постоянного внимания и современного подхода. Завод по изготовлению кровельных материалов – это формирование цены. Мы хотим быть конкурентоспособными, соответственно, создаем свою ремонтную базу, которая отсутствовала раньше. Создав ее, мы будем более мобильными, оперативными, отвечать за качество, уберем посредников, которые сегодня на этом рынке работают недобросовестно. Что касается мусороперерабатывающего завода, проблема твердых бытовых отходов – это проблема не только Харькова, это проблема государства, и здесь, конечно, необходима государственная поддержка.

Среди 10 национальных проектов при поддержке президента Украины есть такой проект «Чистый город», и мы хотели бы участвовать в нем. Готовим соответствующие документы и видим перспективу того, что эта проблема уже находится в стадии разрешения. Все действия, которые происходят сегодня, – на перспективу. Через время мы увидим результат. Тогда, в совокупности, и кровельное производство, и мусороперерабатывающий процесс, и все остальные, связанные с организациями услуг, дадут возможность сказать, что мы работаем для улучшения качества и уменьшения затрат каждой харьковской семьи.

- Какие заказы городским заводам планируются (если планируются) в ближайшее время? На каком этапе планы по производству «ридеров» на заводе Шевченко, автобусов на ХТЗ? Возможно, еще какие-то заказы?

Есть такое желание, чтобы мы могли использовать те производственные мощности, которые есть в Харькове, но время меняет планы. Принято новое налоговое законодательство, Бюджетный кодекс, идет большая административная реорганизация. Мы должны участвовать в механизме этих реформ. И когда мы говорим о создании рабочих мест, когда делаем заказ, это не должно быть одноразово, это должно быть на системной, постоянной основе. Разрабатывается план, как использовать мощности завода Шевченко (ГП «Харьковский приборостроительный завод им. Т.Шевченко» – ИФ), который сегодня находится в банкротстве, в программе «Школа ХХI века» или «Школа будущего». Мы также продвигаем ее в национальные проекты, вторая десятка которых сейчас формируется. Нужна поддержка государства.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее, о взаимодействии частных перевозчиков с «Горэлектротрансом». Каким образом они смогут помочь коммунальному предприятию?

- Мы давно должны были сесть за стол - власть и частный бизнес, который занимается перевозками. И в других сферах мы находим сегодня понимание. Частный бизнес тоже понимает, что время уходит, а развитие требует единого пространства для лучшей и стабильной работы. Этот рынок – стихийный, его необходимо было отрегулировать. Вот мы и сели за стол, чтобы отрегулировать взаимоотношения "власть – перевозчик – пассажир". Мы выступаем в интересах пассажира, и будем требовать выполнения всех обязательств, которые берет на себя перевозчик. Это стратегия. Все остальное – это уже тактические действия, связанные с урегулированием нашего частного партнерства в соответствии с действующим законодательством. У нас есть метро, городской электротранспорт, "частники" - мы связываем это все воедино и делаем единый проездной билет. Приобретая новый транспорт - современный, удобный, низкопольные автобусы, троллейбусы, этого же требуем и от частного бизнеса.

- В результате этих переговоров «частники» возьмут на себя какие-то новые обязательства по поддержке городского электротранспорта?

- Не надо брать на себя никаких дополнительных обязательств, надо выполнять то, что предусмотрено условиями их вхождения на этот рынок. Как можно допустить то, что сегодня притча во языцех – когда льготный контингент не имеет возможности использовать свое право? Да, государство не проводит сегодня в полном объеме расчеты за перевозку льготного контингента, это факт, и он доказан. Есть уже и решения судов на этот счет прошлых лет, и сегодняшние выводы. Но причем здесь гражданин? Он не должен чувствовать неудобства в том, что касается взаиморасчетов, к примеру, государства и перевозчика или местной власти и перевозчика. Зачем это надо знать пассажиру? Он должен зайти в транспорт соответствующего маршрута и доехать до нужной остановки. А у нас сегодня получается, что "частник" атакует городской электротранспорт, который находится в коммунальной собственности, и оставляет его неконкурентоспособным. Он не может быть улучшен, потому что мы работаем в убыток. И то, что сегодня Харьков получил уникальную возможность в составе 4 городов обновить транспорт, мы должны использовать. Чтобы инициативу, которую когда-то город отдал (а это было необходимо, потому что был развал), назад забрать, причем законным способом. У города в собственности появляется новый транспорт, и частный бизнес видит, что власть становится сильнее, эффективнее, отвоевывает позиции, которые когда-то отдала. Я вам гарантирую: "частники" поняли, что они обязаны – обязаны! – участвовать в социально-экономическом развитии территории в том числе, а не только своего бизнеса. Вот это так 100%. А остальное – это технический вопрос.

- Скажите, каким образом, за счет каких средств город будет расплачиваться за новый транспорт, отдавать этот кредит? В какой степени готово помочь государство? С учетом того, что у нас еще не выплачен старый лизинг.

- У нас есть несколько договоров и, соответственно, долгов по этим договорам. В свое время мы проявили инициативу и купили в лизинг транспорт. Тогда была возможность использовать действующее законодательство, подзаконные акты, и мы использовали её на 100%, и за определенную сумму, за которую можно было рассчитаться, к примеру, за 5 троллейбусов, мы купили в лизинг 90 троллейбусов. Мы рассчитывали на софинансирование со стороны государства, но было внесено изменение постановлением Кабинета министров. То есть правительство Виктора Януковича приняло прогрессивное постановление для развития городского транспорта, а правительство Юлии Тимошенко отменило его. И получилось, что мы остались один на один с тем долгом, часть которого гарантировало выплатить государство. Аналогичный пример - когда государство гарантирует льготы, но их не компенсирует. Значит, здесь мы ищем, как правильно и эффективно работать. Это социальные карточки в метрополитене, четкий учет, сколько льготников было перевезено, единый проездной билет, который мы хотим внедрить в Харькове, с учетом, опять-таки, компенсации проезда льготников. И все это в совокупности даст нам дополнительный источник, мы сможем выстроить финансовый поток, для расчетов за приобретенный транспорт. Поэтому та первая партия, которая была приобретена (в 2006 году – ИФ), мы провели сейчас первый платеж за 3 года - миллион гривен, и мы намерены выполнить обязательства, которые взял на себя город. А новый транспорт к Евро-2012 – мы имеем сегодня возможность получения 350 млн грн в «Укрэксимбанке» с согласия правительства, несколькими траншами. Был первый транш, и мы уже поставили 5 троллейбусов новых, и вскоре здесь будут еще 25 троллейбусов, и будут работать на маршрутах.

- По государственной программе к Евро-2012 в этом году Харькову положено, если не ошибаюсь, около 1,5 млрд грн.

Я не хочу говорить о том, чего нет. Я безоговорочно верю в то, что Украина самым лучшим образом проведет свою часть чемпионата. Мы сегодня имеем полностью поддержку и вице-премьера Бориса Колесникова, и в целом всех структур Евро-2012. И, соответственно, видим результаты, как за 4 месяца была отремонтирована окружная дорога, была открыта 29-я станция метро «Алексеевская», недавно мы с Михаилом Добкиным заложили капсулу для продолжения строительства 30-й станции «Победа», разрабатываем документы для строительства в сторону Одесской. Цифры большие звучат, а мы работаем для того, чтобы не сорвать график. Будем говорить про цифры тогда, когда они будут на самом деле оплачены.

- Городской бюджет сможет «подхватить», если будет задерживаться финансирование, например, по метро?

У нас есть финансовый план. Мы понимаем, и метростроители понимают, в каких условиях они работают. Есть точка невозврата, мы еще ее не прошли. Но о «подстраховке» тоже думаем. Знаете, как говорят журналисты, которые не видят ничего позитивного в том, что Харьков развивается, а видят только черные краски, они говорят: а зачем строить, к примеру, следующую станцию в километре от предыдущей? Это не просто станция, она будет служить в том числе, как депо. Мы делаем специальные тупики на станции «Победа», технические ямы для обслуживания подвижного состава. Поэтому когда журналисты дают информацию, она в большой степени необъективна, потому что они не хотят разобраться. Вот когда была история с «лавочками». Это не лавочки, это скамьи, это колонны, вокруг которых находятся места отдыха с огромной проходимостью. Данная статья была утверждена не нами, а проектом. А мы понизили стоимость, на то и нужен тендер, чтобы предложит конкурентоспособную цену. Это не аукцион, кто больше даст, это тендер. И если была согласована цена 630 тысяч, а по факту оплачено 288, это результат работы. Вместо этого - игра цифрами и словами, и передергивание фактов.

- Какую оценку вы бы дали строительной отрасли сейчас в Харькове, как складываются отношения с крупными застройщиками?

- У нас нет сегодня противоречий с застройщиками. Есть процессы, которые направлены на инвесторов, которые вложили – я имею в виду людей, которые стали совладельцами, пайщиками тех строек, которые сегодня законсервированы. В силу своих полномочий мы ведем такую работу, которая дала бы возможность сегодня возобновить строительство. В том числе, Харьков принял программы доступного жилья, молодежного кредитования. Не все зависит только от мэрии. Знаете, говорят, виноват во всем кто? – городской голова. Принимается! Но тогда надо дать возможность и сказать, почему так произошло, и дать людям сделать выводы. А не безапелляционно – виноват такой-то чиновник, и чтобы он ни говорил, "да" не принимается. Это уже называется оправдываться. Это неправильно. Вот здесь, в этой сфере, оправдание одно – это экономика, это финансовый кризис, это нефинансирование, это недоступность соответствующих кредитов, нет кредитования, они только начинают подниматься. Это тоже, кстати, один из национальных проектов под патронатом президента.

- А кроме совместных с государством программ вы планируете что-то еще в этом направлении? Возможно, какие-то преференции строителям?

- А мы даем преференции строителям. Все возможности, которые даются сегодня строителям, они их используют. У нас нет сегодня противоречий, я не вижу, они участвуют в социально-экономическом развитии города. Пару лет назад был застой, были постоянные конфликты между ГАСК и строителями, противостояние, а потом мы как представители местной власти сломали эту бюрократию, в том числе, с помощью тех же застройщиков. А руководимая другой силой политической администрация и правительство, наоборот, создавали преграды, и взимание каких-то непонятных платежей. И потом был всплеск, сразу было сдано много жилья, 2009-й год закончился, и показатель возрос в несколько раз. Сейчас – новый процесс. Я думаю, что сфера строительства – это двигатель экономики, поэтому здесь мы заинтересованы, как никто.

- А среди харьковских бизнесменов, скажем так, бизнес-элиты, все ли поддерживают идею, что бизнес должен быть социально ответственным, или есть разногласия с кем-то в этом вопросе?

- Настало время стабильности, объединения. Власть и бизнес строят партнерские отношения, в том числе и по транспорту, и по другим направлениям, начинаем реконструкцию парка Горького, и там тоже будем привлекать крупный бизнес, инвесторов, социально-ответственный бизнес.

- Кто-то уже согласился участвовать в реконструкции?

- Конечно.

- А имена, если можно?

- Я могу сказать, что это и крупные предприятия наши харьковские… Зачем говорить о том, что сегодня находится в процессе переговоров? Этот проект нас объединит. Тех, кто еще не объединен.

- Библиотеку им. Евгения Кушнарева Харьков будет строить до Евро-2012 или пока повременит?

- Библиотека им. Е.Кушнарева – это проект, который находится под патронатом Бориса Колесникова (вице-премьер, министр инфраструктуры). Со стороны города мы сделаем все шаги навстречу, чтобы данный проект был реализован. И я знаю намерение лично Б.Колесникова осуществить данный проект и воплотить его в жизнь.

 

"Интерфакс-Украина"

Підписуйтесь на Telegram-канал офіційного сайту Харківської міськради.

Друкувати
Останні новини