Розмір шрифту
Кольори сайту
Настройки
Мова сайту
Звичайна версія сайту
Офіційний сайт Харківської міськради,
міського голови,
виконавчого комітету
2013-02-27 15:21:00
Отчет о работе исполнительных органов городского совета за 2012 г.
Уважаемые депутаты!
У вас в планшетах доступен подробный отчёт о работе исполнительных органов городского совета в 2012 году. Он занимает более двухсот страниц, содержит показательную инфографику. Многие из вас уже успели с ним ознакомиться. Этот отчёт также будет передан средствам массовой информации. Я же в своём докладе хочу расставить акценты, выделить главное из того, что нам с вами удалось вместе сделать.
В последние годы у всех на слуху крылатая фраза, что кризис – это не только трудности, но и новые возможности. Это стимул к тому, чтобы привлечь ранее неиспользуемые ресурсы, повысить эффективность, вложить средства в долгосрочное развитие.
Таков один из главных принципов антикризисного управления. Наша задача состояла в том, чтобы сделать второй год работы Харьковского городского совета VI созыва наглядным подтверждением этого принципа.
Несмотря на очень непростую ситуацию в мировой экономике, а следовательно, и в экономике Украины, 2012 год стал для Харькова самым насыщенным, самым результативным за все годы независимости.
Заложена новая веха в почти трёхсот шестидесятилетней истории Харькова. Впервые с 1963 года город получил новые утверждённые границы. Территория города увеличилась почти на 5 тысяч гектаров.
Более 30 тысяч человек получили возможность по праву и с гордостью называть себя харьковчанами, пользоваться всеми благами и преимуществами, какие сегодня есть у жителей областного центра.
Я хочу обратить внимание, что Харьков создал прецедент, проторил дорогу. Если 50 лет назад, в 63-м году, вопрос изменения границ города решался централизованно, то сегодня Харьков первым из украинских городов прошел весь этот путь по европейской демократической процедуре. Совместно с областной государственной администрацией были проведены переговоры с 13-ю поселковыми советами, которые на своих сессиях утвердили соответствующие решения.
Был подготовлен весь комплекс землеустроительной документации. Народным депутатом Валерием Писаренко был подан проект Закона «О границах города Харькова», который был принят Верховной Радой 6 сентября 2012 года.
Это позволило открыть путь другим городам Украины в вопросах установления новых границ и сделать первый большой шаг к нашей стратегической цели – формированию Агломерации «Большой Харьков» как европейского урбоареала, основанного на договорном сотрудничестве входящих в него громад.
В 2012 году, впервые за всю историю нашего города, харьковчане приняли у себя международное спортивное событие такого уровня, как Чемпионат Европы по футболу. Этот праздник еще свеж в памяти. Думаю, сегодня почти в каждом семейном альбоме или хотя бы в телефоне есть фото с голландскими болельщиками, которые почти на месяц привнесли на улицы Харькова настоящее чемпионское футбольное настроение и предоставили нам возможность проявить радушие, почувствовать свой патриотизм.
К ЕВРО-2012 город интенсивно готовился в течение нескольких лет, и результаты можно анализировать долго. Я считаю, что главной выгодой, которую приобрёл Харьков, является то, что харьковчане почувствовали уверенность в себе. Поверили в свою способность проводить мероприятия такого масштаба, легко находить общий язык с гостями из европейских стран, которые входят в мировую экономическую элиту.
Мы убедились, что событийный и досуговый туризм – это реальная перспектива для Харькова: самостоятельный, стратегически значимый, инвестиционно привлекательный сектор экономики города, способный выступить локомотивом модернизации инфраструктуры и обновления во многом всё ещё индустриального облика Первой столицы.
23 августа, на день рождения нашего города, который отметил 358 лет со дня своего основания, был открыт реконструированный парк Горького.
Он стал лучшим парком в СНГ по уровню оснащенности. И это не наша собственная оценка. Сегодня мне как городскому голове приятно впервые сообщить всем харьковчанам, что наш парк вошёл в десятку лучших парков развлечений мира за 2013 год.
20 марта руководство парка едет в Москву получать авторитетную международную премию «Golden Pony Awards», которая является «Оскаром» за выдающиеся заслуги в индустрии развлечений.
Мы создали уникальное предложение на рынке Украины и России. Приведу для иллюстрации несколько цифр.
 
Официальную фан-зону ЕВРО-2012 на площади Свободы за период Чемпионата посетило, в общей сложности, около 758 тысяч болельщиков. А в парк Горького только пришли провести время почти 3 миллиона человек. Это численность населения Харьковской области.
Разработка и внедрение подобных инновационных проектов, способных оказать системный эффект на социально-экономическое развитие города, его известность, привлекательность и посещаемость, – это наш приоритет на будущее. Нам под силу сделать отрасль туризма одной из важнейших статей доходов города.
2012 год прошел для Харькова под знаком обновления. Если сравнивать в сопоставимых ценах, то в строительство, благоустройство, развитие инфраструктуры, социальной сферы Харькова было вложено столько средств, сколько город не знал с конца 60-х годов ХХ века – со времен черно-белого телевидения.
Только по программе подготовки к проведению ЕВРО-2012 за счет всех источников в прошлом году было выполнено работ почти на 3,5 млрд грн.
В 2012 году Харьков сохранил лидерство среди областных центров Украины по объемам прямых иностранных инвестиций.
За 9 месяцев в экономику Харькова было вложено 196 млн долларов США. Это в 7 раз больше, чем за 9 месяцев 2011-го. Пока нет статистики за 12 месяцев, но ожидается, что по итогам года объём прямых иностранных инвестиций составит 360 млн долл. США.
Поддержка города со стороны Президента, Правительства, областной государственной администрации, начиная с 2010 года, когда была сформирована эффективная вертикаль власти, растёт каждый год.
По сравнению с 2010 годом объем трансфертов из Государственного и областного бюджетов, поступивших в бюджет города Харькова, вырос в полтора раза и составил почти 1,4 млрд грн.
При этом трансферты инвестиционного характера по сравнению с 2010 годом увеличились в 9,4 раза, а по сравнению с 2011-м – более чем вдвое.
Также по сравнению с 2010 годом в 4,5 раза увеличился объем средств, которые были направлены из Государственного бюджета на решение проблемных вопросов, минуя бюджет города. Это – и погашение разницы в тарифах на коммунальные услуги почти на 778 млн грн, и восстановление дома по улице Слинько, и целый ряд других вопросов.
Чёткий, слаженный механизм взаимодействия по всей властной вертикали, по сути, позволил начать в Харькове инфраструктурную революцию.
Харьков образца 2012 года в глазах иностранного бизнесмена, инвестора или любого другого гостя нашего города разительно отличается в лучшую сторону даже от Харькова образца 2010-го. Потому что теперь это город, аэропорт которого может принимать даже самые современные самолеты. Потому что теперь Харьков связан системой воздушного и железнодорожного сообщения со столицей и другими деловыми центрами Украины. Это город, в котором есть комфортные отели на любой вкус. Наконец, это город, исторический центр которого начинает все более приобретать черты европейского мегаполиса. И реконструированная площадь Конституции, первую очередь которой мы гордимся, была открыта с участием Президента Украины Виктора Януковича. Эта площадь имеет все шансы стать одной из наших новых визитных карточек.
Возвращаясь к бюджету, хочу сказать: несмотря на то, что Харьков, как и другие города, не смог выполнить план по налогу на доходы физических лиц, который является основным источником наполнения городской казны, в целом доходы бюджета города возросли в 1,2 раза и превысили 4,5 млрд грн.
Это позволило нарастить расходы на жилищное, коммунальное, дорожное хозяйство, транспорт и строительство на 110 млн грн. В совокупности они составили пятую часть расходов бюджета города, или 910 млн грн.
Если мы посмотрим на бюджет Харькова за предыдущие годы и сравним, то, конечно, эта сумма выглядит внушительно: ведь всего 7 – 8 лет назад общий объем городских финансов едва превышал миллиард. Но, как бы там ни было, это еще далеко не те средства, которых может хватить для решения хотя бы десятой части проблем, накопившихся за многие десятилетия бесхозяйственности и недофинансирования.
Поколение – это 20 лет. У нас есть тысячи домов, десятки инженерных сооружений, путепроводов, мостов, дорог, которые без ремонта служат уже третьему – четвертому поколению харьковчан. Это проблема не единичная, а системная.
Её не решить за одну или даже за две каденции городского совета. Такое решение может существовать только на государственном уровне, за счёт масштабной реформы ЖКХ и обновления законодательства.
Но у нас есть ответственность перед людьми, для которых состояние подъездов, дворов, кровель, внутридомовых сетей – это вопрос номер один, с которым они сталкиваются ежедневно из года в год. Наша задача – рачительно использовать имеющиеся ресурсы для того, чтобы последовательно закрывать самые болезненные из проблем, параллельно формируя условия для модернизации и эффективного содержания жилищного фонда.
Поэтому в 2012 году, при сохранении объемов финансирования текущего ремонта на прежнем уровне, был сделан упор на капитальный ремонт. Его финансирование было увеличено в 2,5 раза.
В 141 доме капитально отремонтирована кровля. Это в 4,5 раза больше, чем в 2011 году. В 113 домах – капитально отремонтированы фасады. В 2011 году таких домов было 50.
Отремонтированы 18 из 24-х аварийных домов.
Впервые начата работа по капитальному ремонту оголовков в 43 домах площадью 331 кв. м.
Если в 2011 году был заменен 1 лифт, то в 2012 году – 19.
КСП «Инженерные сети» отремонтировало 714 входов в подъезды и 386 этажей. В 2011 году таких подъездов было всего 4.
В местах общего пользования в жилых домах, над подъездами в общей сложности установлено почти 90 тысяч осветительных ламп и светодиодных светильников.
В 4 жилых домах проведена реконструкция электросетей, что позволило сократить расходы электроэнергии на 960 тыс. кВт в год или на 346 тыс. грн. И такая работа будет продолжена в нынешнем году.
В каждом районе города было отремонтировано от 46 до 48 комплексов внутриквартальных дорог, начиная от проезжей части, и заканчивая тротуарами, карманами для автомобилей и контейнеров для бытовых отходов. На эти цели было направлено около 30 млн грн.
На придомовых территориях отремонтировано и окрашено более 500 детских площадок, которые были установлены ранее. Установлено 725 детских и 317 новых спортивных площадок, половина из которых были сооружены за привлеченные внебюджетные средства.
Формирование института эффективного собственника – это одна из наших главных стратегических задач. В этом плане мы сегодня развиваем два параллельных процесса.
С одной стороны – это форсирование принятия в коммунальную собственность города ведомственного жилья, общежитий, где люди зачастую живут в ненадлежащих условиях, лишены элементарных благ и услуг и самое главное – лишены возможности приватизировать свою жилую площадь, а также объектов соцкультбыта.
Чтобы оценить масштабы этой работы, достаточно сказать, что за 2010 – 2012 годы коммунальная собственность территориальной громады увеличилась почти вдвое – в 1,8 раза. В частности, в коммунальную собственность переданы объекты жилищного фонда и объекты соцкультбыта Завода им. Малышева, детские дошкольные учреждения от завода «Свет шахтера», Харьковского машиностроительного завода «Красный Октябрь».
Утверждена «Программа передачи общежитий в коммунальную собственность территориальной громады г. Харькова и реализации жилищных прав жителей общежитий на 2012 – 2015 гг.», в рамках которой начата приватизация жилых помещений в общежитиях. Приватизировать свои квартиры смогли уже 93 семьи.
С другой стороны – это целенаправленная поддержка ЖК, ЖСК и ОСМД. В соответствии с городской программой сегодня на дом, в котором создается ОСМД, выделяется минимум 50 тысяч гривен.
Всего в домах ЖК и ОСМД в 2012 году провели ремонт и благоустройство придомовых территорий почти на 8 млн грн, а в 2013 году запланированы уже 10 млн грн.
В Харькове создана Ассоциация ОСМД, с которой городская власть работает как с лоббистом интересов объединений совладельцев многоквартирных домов. Эта организация оказывает методическую, организационную помощь, помогает пройти процедуру оформления документов на землю, представляет интересы ОСМД при формировании титульных списков городских программ.
Благодаря работе Ассоциации за 2012 год в Харькове были созданы 16 новых ОСМД, а в этом году мы рассчитываем на очень большой прирост, если будут приняты ожидаемые изменения в законодательство, которые позволят создавать ОСМД на базе нескольких домов и регламентируют деятельность управляющих компаний.
Обращение с твёрдыми бытовыми отходами – это проблема для любого мегаполиса в любой стране. Сегодня есть немало примеров крупных и известных городов России, Европы, США, других стран, где эту проблему решить так и не удалось. Мы помним времена, когда Харьков утопал в несанкционированных свалках и мусоре, который ветром носило по улицам и дворам. Это было не так давно, всего несколько лет назад. Но сегодня Харьков по оценкам европейских экологических организаций является одним из самых чистых городов Украины. И в этом – заслуга каждого жителя нашего города, показатель растущей культуры и ответственности харьковчан перед самими собой и всей харьковской громадой.
В 2012 году была закуплена 21 единица новой специальной техники – мусоровозов, тракторов, самосвалов. Построено 145 контейнерных площадок, установлено более 3 тысяч новых контейнеров и сеток для ПЭТ-тары.
Почти 6 тысяч коммерческих организаций, находящихся в жилых домах и дворах, приобрели контейнеры для сбора мусора и заключили договоры на вывоз ТБО.
Налажена система по вывозу ТБО из частного сектора.
Всего в 2012 году с территории города вывезено и утилизировано почти 4 млн м3 бытовых отходов, из которых более 2 млн м3 было принято Первым пусковым комплексом второй очереди Дергачевского полигона, который был введен в эксплуатацию в прошлом январе.
2012 год стал первым годом появления нового явления на Харьковском рынке услуг – социально ответственного провайдера, работающего на принципах государственно-частного партнёрства. Теперь, чтобы посмотреть футбол по кабельному телеканалу или провести интернет в свою квартиру, не нужно мириться с тем, что в нагрузку ты получаешь текущую кровлю, разбитую перфоратором лестничную клетку и мотки проводов над головой.
Данный вопрос будет решаться из года в год. Думаю, что есть примеры, которые мы можем сегодня продемонстрировать жителям Харькова. Это недавно возвращенный к жизни дом по пр.Московскому, 248-г, который был взорван из-за занесенного газового баллона. Сегодня уже модно увидеть, как мы будем создавать единый телекоммуникационный канал в наших жилых домах.
В Правила благоустройства города Харькова внесены жесткие требования к размещению и содержанию линейно-кабельных сооружений, которые позволяют исключить несанкционированные проникновения в распределительные шкафы, к оборудованию сетей связи и сигнализации. А решением сессии городского совета от 19 декабря 2012 года создан новый Департамент телекоммуникаций и связи, который уже приступил к модернизации инженерного оборудования жилищного фонда города и упорядочиванию кабельных сетей в соответствии с Правилами благоустройства.
В прошлом году Харьков сделал большой шаг к решению проблемы, которая пока еще является общей для всех стран СНГ, – цивилизованному обращению с бездомными животными.
Здесь всегда существовала дилемма. С одной стороны – вопросы морали и этики. А с другой – вопросы санитарного состояния города и безопасности жителей. Ведь не проходило ни дня, чтобы в приемный покой учреждений здравоохранения не обращались люди с укусами. А недавний случай в Полтаве, когда больная бешенством дворняга искусала 47 человек, в том числе детей, я думаю, все запомнили надолго и сделали выводы.
В июне состоялось открытие городского Центра для содержания бездомных животных, который рассчитан на 550 собак и 80 кошек, а в этом году мы начинаем строить вторую очередь приюта.
 
И я считаю что все, кто попытался развернуть безосновательную компанию по дискредитации работы нового Центра, получили красноречивый ответ 7 дней назад, 20 февраля, когда был заключен договор с авторитетной зоозащитной организацией из Великобритании «Naturewatch Foundation», которая не только за свои средства проведет пересчет бездомных животных в Харькове по специальной методике и привнесет в работу центра европейские стандарты, но и совместно с харьковскими специалистами создаст центр по выработке рекомендаций для внесения необходимых изменений в украинское национальное законодательство.
 
 
Уважаемые депутаты!
Одной из программных задач, которую я ставил перед собой, когда принял решение идти на выборы Харьковского городского головы в 2010 году, было введение жесткого контроля над использованием энергетических ресурсов коммунальными предприятиями города, модернизация основных фондов и внедрение энергосберегающих технологий.
С этой целью в Департаменте коммунального хозяйства был создан Технический совет по энергосбережению, в который на общественных началах вошли эксперты-практики, ученые Академии наук, специалисты ведущих вузов и промышленных предприятий Харькова.
За последние 4 года через сито Техсовета прошли все инвестиционные проекты коммунальных предприятий, а также все новые технологии и энергосберегающие приборы, которые появлялись на рынке.
Всего за время работы Техсовета на энергосбережение было направлено 232 млн грн, что позволило сэкономить более 127 млн грн. А в 2012 году удалось выйти на особенно высокую экономическую эффективность.
За счет собственных средств коммунальных предприятий «Харьковские тепловые сети», «Харьковводоканал» и КП «Горсвет», а также инвестиций Международного банка реконструкции и развития в 2012 году было вложено 61 млн грн, а сэкономлено на протяжении года – 24,5 млн грн.
По стандартам Мирового банка проект, который окупается в течение 5 лет, относится к высоколиквидным. В данном случае окупаемость – 2,5 года, то есть вдвое меньше.
Такие результаты в Украине получены впервые, и 10 – 11 марта руководители коммунальных предприятий во главе с директором Департамента коммунального хозяйства Виктором Китаниным будут участвовать в семинаре по энергосбережению, который пройдет в Министерстве регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Наш опыт будет представлен коллегам из других городов, а Харьков получит реальные шансы принять участие в пилотном проекте по энергосбережению.
 
Уважаемые коллеги!
Что еще необходимо выделить в качестве весомых результатов нашей с вами работы за прошлый год?
Конечно, это развитие дорожной и транспортной инфраструктуры, которая является кровеносной системой города-миллионника.
Если в позапрошлом году по договоренности с областной государственной администрацией и областным советом средства аккумулировались на окружной дороге и междугородних трассах, то 2012 год стал началом масштабного обновления дорожного хозяйства города.
В прошлом году была начата реконструкция крупных транспортных магистралей – таких, как проспекты Московский и Гагарина, улицы Клочковская и Сумская. В этом году реконструкция будет завершена. Будут полностью реконструированы транспортный узел улиц Героев Труда – Шевченко – Сидора Ковпака, где изменена геометрия движения, а также пересечения проспекта Тракторостроителей и улицы Героев Труда.
В 2012 году в каждом районе города были отремонтированы не менее пяти крупных дорог. В этом году такая практика будет продолжена. Забегая вперед, хочу также сказать, что все сегодня видят массовую кампанию на телевидении, в средствах массовой информации о том, в каком состоянии находятся сегодня дороги в Украине. Думаю, ни для кого не секрет, что к дорогам необходимо относиться системно – содержать их, ремонтировать, применять новые, современные технологии. Хочу привести один из примеров, который может четко показать наши требования и нашу ответственность. Таким примером является улица Пушкинская. Пять лет назад мы эту улицу капитально отремонтировали, и все это время улица дает возможность беспрепятственно (с точки зрения состояния полотна дороги) проезжать транспорту. Другой вопрос касается парковок и остановки транспорта, но я еще раз хочу обратить внимание, что это культура наших водителей и всех тех, кто участвует в дорожном движении.
Сегодня мы с вами можем видеть следующие проблемы – недофинансирование, невозможность нормальных тарифов для достойной заработной платы для работников жилищно-коммунальной сферы, поскольку многие не могут и не хотят работать за такую зарплату. Все эти вопросы мы поставили перед правительством Украины и надеемся на скорейшее рассмотрение, чтобы мы могли более эффективно и своевременно решать стоящие перед самоуправлением Харькова задачи – и в обслуживании дорог, и в содержании жилого фонда.
Также в планах привести в порядок перекрестки, совмещенные с трамвайными путями. Весь перечень объектов дорожного хозяйства, которые необходимо отремонтировать в текущем году, будет вами утверждён в сессионном зале.
Говоря о развитии транспорта, я хочу сказать, что в процессе обсуждения стратегических перспектив Харькова с широким кругом отечественных и зарубежных специалистов, особо прорабатывался вопрос, на какой вид транспорта делать ставку перед лицом неуклонно растущей автомобилизации? На личный или общественный?
В США немало городов, где практически полностью превалирует личный автотранспорт, а общественный развит слабо или вообще отсутствует. Одним из таких городов является наш город-побратим Цинциннатти, делегация которого побывала в Харькове как раз для того, чтобы использовать наш опыт при создании собственной эффективной системы общественного транспорта.
 
В крупных городах Европы – напротив – личные автомобили подвергаются ограничениям. Это либо полный запрет на въезд в центр, как в Париже, либо платный въезд, как в Лондоне или Стокгольме, или другие ограничивающие мероприятия.
И, наконец, существует третий путь, когда никто никого не ограничивает, но общественный транспорт является основным средством передвижения по городу, поскольку позволяет добраться до места намного быстрее, комфортнее и безопаснее.
Именно такой путь был определён для Харькова как безальтернативный.
Тем более что Харьков обладает огромным конкурентным преимуществом и входит в сотню городов мира, где действует 3 и более линий метрополитена. Харьковский метрополитен является четвертым в СНГ по продолжительности линий и пассажиропотоку (после Московского, Санкт-Петербургского и Киевского). В 2009 году это предприятие было принято в коммунальную собственность, а в 2012 году – признано лучшим предприятием Украины в номинации «Транспорт».
 
Создание эффективной системы, основанной на государственно-частном партнёрстве и гармонизирующей пассажиропотоки между метро и наземными видами транспорта, – наш основной приоритет.
 
В связи с этим, в 2012 году в метрополитене вместо жетонов были введены новые бесконтактные карты и разовые бумажные билеты, а также установлены соответствующие турникеты. Это не только высвободило средства, которые раньше тратились на изготовление жетонов и содержание жетонного хозяйства, но и позволило сделать первый шаг к внедрению единого проездного билета на все виды транспорта.
Хочу также сразу проинформировать всех харьковчан, что киевские специалисты неоднократно приезжали в Харьков, чтобы ознакомиться с нашими достижениями в системе обслуживания метрополитена и государственно-частном партнерстве в пассажирских перевозках. Мы помним, что неоднократно звучали упреки в адрес городской власти, в адрес Департамента транспорта и связи, когда были приняты ключевые, стратегические решения о реорганизации системы обслуживания пассажиров в городе Харькове. Нас пугали тогда, что мы лишимся нашего транспорта, что не будут ходить троллейбусы и трамваи, что все будет приватизировано. На сегодняшний день перед нами стоит еще много задач по наведению порядка в этой сфере, качество. Но я уверен, что мы на правильном пути.
Также в прошлом году в Харькове была внедрена автоматизированная система диспетчерского управления городским транспортом (АСДУ), которая основана на GPS-позиционировании.
 
Следующий шаг – внедрение автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД), а также создание современного центра управления дорожным движением, который будет проводить мониторинг транспортных потоков посредством электронных и видеосистем и автоматически перераспределять транспортные потоки по улично-дорожной сети в зависимости от загруженности ее участков.
В 2012 году были вложены немалые средства в развитие городского электротранспорта – более 77 млн грн. Проведены ремонт и реконструкция трамвайных путей, замена рельсов, сооружены трамвайные переезды по новой технологии.
Строится троллейбусная линия по переулку Забайкальскому, реконструирована линия по улице Сумской. Выполнен капитальный ремонт 6 трамвайных вагонов, еще 4 вагона скоро выйдут на маршрут. Эти работы проводились силами нашего вагоноремонтного предприятия.
В городе проведена реконструкция целого ряда проблемных пешеходных переходов, начата замена светофоров современными светодиодными с отсчётом времени, а также и подачей звукового сигнала.
В рамках государственно-частного партнёрства за счет привлечённых инвестиций проведена реконструкция разворотного круга трамвая на пересечении проспектов Гагарина и Героев Сталинграда. Установлено около 800 дорожных знаков «Место остановки автобуса». 87 остановочных пунктов оборудовано современными павильонами ожидания.
Свою оценку уровню развития транспортной системы Харькова высказал Директор департамента УЕФА по связям с органами государственной власти Андреас Шер, который заявил, что в части транспортного обслуживания Харьков стал лучшим среди всех городов Украины и Польши, принимающих ЕВРО-2012.
 
Уважаемые депутаты!
На социально-культурную сферу, прежде всего, социальное обеспечение, здравоохранение и образование, были направлены 3,3 млрд грн – три четверти расходов бюджета города. Это на 550 млн грн больше, чем в 2011 году.
Я хочу сказать, что власть избирается людьми и работает для людей. И наш лозунг «Любить Харьков – работать для людей!» как раз и отражает это кредо. Каждый член громады, который нуждается во внимании и заботе, должен эти внимание и заботу получить. Если человек попал в сложную жизненную ситуацию, если ему не на кого опереться, если он защищал Родину, всю жизнь стоял у станка, а сегодня всю пенсию расходует на еду и медикаменты – власть, громада должны его поддержать.
И если вопрос надлежащего выполнения полномочий по социальной защите населения, которые делегированы нам государством, – это вопрос, прежде всего, системной работы, качественного менеджмента, то поддержка членов громады за счёт местных выплат и льгот – это политическая воля депутатов, которых харьковчане привели в этот зал.
В 2012 году была значительно увеличена сумма выплаты одноразовой адресной денежной помощи, при том, что количество людей, её получивших, также увеличилось. Если в 2011 году люди получали на руки в среднем 1026 грн, то в прошлом году средняя сумма составила уже 1404 грн.
Количество харьковчан, получивших дополнительные социальные гарантии за счёт средств городского бюджета – местные льготы на услуги ЖКХ, связи, проезд в транспорте – по сравнению с 2011 годом увеличилось в 1,6 раза. Перечень категорий также был расширен с 27 до 31. В том числе мы восстановили льготу для молодежи, для студентов на проезд в общественном транспорте.
В 2011 году все территориальные центры оказания социальных услуг перешли в непосредственное подчинение городскому совету. Это позволило в течение 2012 года внедрить единый высокий стандарт предоставления социальных услуг для различных категорий граждан. В частности, бесплатные социальные услуги получили более 14 тысяч одиноких харьковчан.
Харьков – и это сегодня известно всем – является первопроходцем в развитии рынка социальных услуг в Украине. Общегородской проект «Единая социальная сеть», который заложил новые для нашей страны европейские стандарты сотрудничества с общественными организациями, работает уже 13 лет. То, что Харьков является одним из немногих городов в Украине и на всём постсоветском пространстве, где обеспечение доступности городской среды для людей с особыми потребностями стало одним из краеугольных принципов городской политики, – это заслуга «Единой социальной сети».
Количество организаций, которые приходят со своими идеями, волонтерскими сетями и участвуют в проекте, с каждым годом растёт. Если в 2011 году их было 33, то в 2012 – уже 56.
Победителями конкурсов стали 65 социальных проектов, через которые качественные социальные услуги получили тысячи харьковчан.
Отрасль здравоохранения всегда была гордостью Харькова, его лицом. Наши медицинские школы известны по всему миру. И сегодня городская власть ставит перед собой двуединую задачу: чтобы каждый харьковчанин мог получить качественную медицинскую помощь на самом высоком уровне; и чтобы каждый талантливый врач мог раскрыть свой потенциал здесь, в Харькове, работая на самом современном оборудовании, применяя самые лучшие медикаменты, в учреждениях, соответствующих всем международным стандартам.
В 2012 году в 10 харьковских больницах и поликлиниках были проведены капитальные ремонты. В 5 из них – капитальный ремонт кровли.
В больнице скорой и неотложной помощи капитально отремонтировали два важнейших отделения – приёмное и отделение интенсивной терапии, а также коридоры и другие помещения.
В 17-й больнице отремонтирован хирургический корпус. В 13-й, которая недавно отметила своё 75-летие, были заменены все системы коммуникаций и проведен капитальный ремонт фасада.
С октября 2012 года введена в эксплуатацию вторая очередь хосписа в 17 больнице.
Из 8 профильных медицинских центров – 3 созданы в 2012 году.
Для 6 медицинских учреждений закуплено новейшее медицинское оборудование, в том числе рентгенологическое, диагностическое и реанимационное.
Для оказания скорой медицинской помощи новорожденным приобретен и оснащен высокотехнологичным оборудованием автомобиль Мерседес-Бенц Спринтер, который на сегодняшний день не имеет аналогов в Украине.
В связи с принятием Закона «Об экстренной медицинской помощи» из состава больницы скорой и неотложной помощи было выделено структурное подразделение и создано коммунальное учреждение «Харьковская городская станция экстренной (скорой) медицинской помощи», которое с 1 января текущего года передана на областной уровень.
Цель данного закона – ввести в Украине единые нормативы работы экстренной медицинской помощи и обеспечить их выполнение. Авторы закона отмечали, что эти нормативы – пока еще рекомендуемые. Например, в городе Киеве к их выполнению только стремятся. А я хочу подчеркнуть, что доезд до пациента за 10 минут и оборудование каждой кареты скорой помощи модулем GPS – это задачи, которые в Харькове были решены еще несколько лет назад. Поэтому 1 января область получила полностью отлаженный, работающий, как часы, механизм.
Переходя к итогам работы отрасли образования, я хочу сказать, что дети – это наше будущее, смысл нашей жизни. А значит мы, взрослые, должны создать все условия для того, чтобы наши дети учились в комфортных безопасных школах, имели возможность раскрыть все свои разносторонние таланты, реализовать свою тягу к новым знаниям.
Поэтому в 2012 году мы продолжили системную работу по ремонту и переоснащению школ, которую ведём уже несколько лет.
За год были капитально отремонтированы 76 учреждений образования города – это пятая часть.
В 10 школах отремонтированы стадионы, в 22 – установлены гимнастические площадки. И я хочу подчеркнуть, что сегодня эти площадки и стадионы служат не только для школьных занятий физкультурой. Они постепенно становятся местом тусовок спортивной молодежи. И в этих тусовках не в чести пиво и сигареты, а в чести – футбольные и баскетбольные мячи и крепкие здоровые мускулы.
В октябре, после капитального ремонта открылись плавательные бассейны в Харьковском дворце детского и юношеского творчества. В торжественном открытии принял участие Президент Украины Виктор Янукович.
В 2012 году возобновлена работа 4 детских садов в Дзержинском, Московском и Октябрьском районах. Всего за год возобновили работу 20 групп для почти 400 детей.
На сегодняшний день 100% школ города обеспечены мультимедийной техникой. В 2011 году такую технику имели только 69% школ.
Перед началом учебного года в школах установлено 109 компьютерных комплексов – это 1090 компьютеров. Теперь на 1 компьютер приходится 18 учеников. Для сравнения: в 2011